Путь в искусство


Амур-Нижнеднепровський район – это промышленное левобережье Днепропетровска. Именно здесь, в рабочем городке Воронцовка я родился 1 сентября 1926 года. Отец - Губарев Иван Иванович (1898-1958), всю жизнь работал вальцовщиком на металлургическом заводе «Коминтерн». Мать – Губарева Серафима Семеновна (1896-1978), (девичья фамилия Портянко), происходит из многодетной крестьянской семьи Добрянка, бывшей Полтавской губернии. После рождения третьего ребенка, посвятила себя воспитанию своих детей и домашнему хозяйству. Мои братья - Владимир (1922-1995) и Виктор (1924-1952).


Мое детство и юность прошли между заводами и Днепром. В душу свою я вобрал не только кротость великой реки, но и огни доменных и мартеновских печей, гудки заводов, строгий ритм металлических конструкций, надежный характер сильных и мужественных людей.


Рисовать начал в раннем детстве. Никакой системы в этом не было. Окружение, в котором я рос никакого отношения к искусству не имело. В восьмилетнем возрасте от взрыва пироксилиновой шашки я получил сильное ранение и мне ампутировали кисть левой руки. Большинство привычных профессий стали для меня неприемлемыми. В семье было решено, что моя тяга к рисованию требует основательного обучения. Моим первым учителем рисования стал Иван Герасимович Горбоносов, бывший выпускник Одесской рисовальной школы. Два года обучения у Ивана Герасимовича бесполезно для меня не прошли, они положили начало усваиванию основ техники изобразительного искусства. Затем были кружки рисования в детском внешкольном комбинате и Днепропетровском дворце пионеров и октябрят. Так начинались мои первые сознательные шаги на пути к Искусству, которые растянулись на долгие годы напряженного труда для получения поставленной цели.


В воскресенье 22 июня 1941 во время урока композиции во Дворце пионеров с радиорепродуктора прозвучало сообщение о том, что на Советский Союз напала фашистская Германия. Началась война, а с ней пришла и совсем другая жизнь. Четыре года войны, из них - два года оккупационного лихолетья в Днепропетровске, а это голодная жизнь, бедность, состояние, когда тебя на каждом шагу ждет смертельная опасность. Через много лет отдельные события военного времени я воспроизвел в сериях линогравюр «Незабываемое» и «Знаки войны».


23 сентября 1943 тысяч жителей Левобережья, под конвоем вооруженных немецких солдат, как скот, погнали через Амурский мост на правый берег Днепра. Среди изгнанников была и моя мать со мной. Отступая, немцы все уничтожали и жгли, оставляя после себя пустыню. Тех, кто не подчинялся, расстреливали. Был сожжен и наш дом. Где-то на полпути от Днепропетровска в Кривой Рог, нам удалось оторваться от колонны людей, которых гнали на железнодорожную станцию с целью вывоза в Германию. Затем были почти четыре месяца скитаний в зоне боевых действий, контролируемой немцами. В любой момент можно было нарваться на фельджандармов и тогда только одно - расстрел.


В конце января 1944 село Терновка Софиевского района, где мы в то время прятались, был освобождено от немцев Красной Армией. В начале февраля мы были уже дома. Наша Воронцовка была полностью сожжена. В конце двора невредимым остался небольшой сарай, который и стал для нашей семьи на несколько лет жильем. Надо было как-то жить. Мать начала работать санитаркой в поликлинике. Я устроился в художественную мастерскую при военторге Харьковского военного округа. Выполнял разнообразную работу: рисовал различные вывески, плакаты, оформлял палаты в военном лазарете, писал лозунги на асфальте во время работы комсомольских конференций.


Война и в нашу семью принесла немало горя. Случилось так, что отец и братья, при разных обстоятельствах, побывавали за годы войны и в немецких трудовых лагерях, и в рядах действующей Красной Армии. Отец вернулся из Дрездена в 1945 году, брат Владимир, война для которого закончилась 9 мая 1945 в Праге, вернулся домой в 1946 году. Закончив Днепропетровский строительный техникум, до выхода на пенсию Владимир работал в тресте «Металлургмонтаж №202». Трагически сложилась судьба брата Виктора. Демобилизовавшись в 1947 году, он через две недели был арестован и осужден по ст..54,104.II УК УССР до 8 лет лишения свободы в исправительно-трудовом лагере. Трагически погиб в 1952 году на Колыме.


В 1944 году вновь открывается Днепропетровское художественное училище. Успешно сдав вступительные экзамены, я стал студентом живописного факультета. Училище размещалось на первом этаже Художественного музея. В годы войны он был частично разрушено. Но ни холодные классы, ни жизненные горести и многие другие неудобства не мешали студентам настойчиво учиться. Моими учителями по специальности были Николай Степанович Погребняк и Александр Семенович Куко. Это были учителя удивительного педагогического такта. Николай Степанович воспитывал в нас любовь к прекрасному, эстетический вкус, был собирателем и знатоком украинского народного искусства. Окончил училище я в 1949 году. По живописную работу, посвященную Богдану Хмельницкому, получил диплом с отличием.


В том же 1949 году поступил в Киевский государственный художественный институт на графический факультет. Учился у В.И.Касияна, А.С.Пащенка, И.М.Плешинского, И.М.Красного. В 1955 году закончил институт по мастерской станковой графики (руководитель - профессор А.С.Пащенко). Дипломная работа - серия автолитографий «Днепр» - была удостоена диплома с отличием, а меня было направлено на работу в Художественный отдел редакции журнала «Украина».


Одновременно сотрудничал, как иллюстратор, в журналах «Мир», «Смена», «Утро», «Советская женщина», «Барвинок», «Малютка». Мною было сделано более 500 журнальных рисунков. Работал над оформлением книг в издательствах «Детиздат», «Молодежь», «Радуга», «Музыкальная Украина». Проиллюстрировал 32 книги. Автор 90 экслибрисов и многих различных праздничных поздравлений, адресов, выполненных в технике линогравюры.


Линогравюра, акварель, гуашь стали основными техниками и в станковых произведениях. Меньше выполнено мной работ в технике масляной живописи. В поисках новых впечатлений много путешествовал по Украине и на просторах бывшего Советского Союза. Результатом этих поездок становились различные серии акварелей и линогравюр. Как член Всесоюзной комиссии по акварели Союза художников Советского Союза, часто возглавлял всесоюзные группы художников-акварелистов.


Люблю работать непосредственно на натуре. Это дает возможность через произведения передавать неповторимое мгновение встречи художника с природой и лучше всего это мне удается тогда, когда я работаю акварельными красками. А вот линогравюра - это кропотливая и долговременная работа в мастерской, которая дает возможность, воплотить задуманное автором, техникой гравюры. Прошло много лет, прежде чем творчество, благодаря ежедневной целенаправленной работе, стало для меня потребностью жизни и сладким трудом.


В 1960 году я был принят в Союз художников Украины.


С 1976 года - заслуженный художник Украины.


С 1993 года - народный художник Украины.


Участник выставок: республиканских - с 1954 года, всесоюзных - с 1955 года, зарубежных - с 1964 года.


С 1968 года по 2018 год состоялось 15 персональных выставок.


Произведения, экспонировались на многочисленных выставках, получили 26 различных дипломов и грамот. Хранятся в музеях, галереях и частных собраниях Украины и за ее пределами: Россия, Болгария, Польша, Германия, Франция, Италия, США, Канада.


UA

EN